Семинар для педагогических и руководящих работников детских садов сети «Школа Росатома»
9-10 октября в Озерске прошел семинар для педагогических и руководящих работников детских садов сети «Школа Росатома». В работе семинара приняли участие представители шести образовательных организаций:
-МАДОУ Детский сад №7, г.Заречный ЗАТО;
-МБДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №4, г.Трехгорный;
-МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес», г.Зеленогорск;
-МБДОУ Детский сад №37 «Теремок», г.Железногорск;
-МАДОУ Детский сад «Гармония», структурное подразделение Детский сад №22 «Надежда», г.Новоуральск;
-МБДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №54, г.Озерск;
Практико-ориентированный семинар проводился с целью обсуждения успешных кейсов реализации сетевых стандартов для инновационной сети детских садов «Школа Росатома». В первый день семинара, который проходил на базе МБОУ «Школа №29», с установочным докладом «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», координатор конкурсных программ проекта «Школа Росатома». Эксперт отметил: «Ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая, оказывающая максимальный развивающий эффект в этот возрастной период, процесс получения знания осуществляется через получение опыта, впечатлений, ощущений, в результате чего осуществляется включение знания в игру (фактически моделирование). Способность ребенка присваивать к информации образ формируется в дошкольном детстве, в процессе игровой деятельности – что делает дошкольное образование основополагающим для человека.
Дети играют в то, что они информационно окрашивают для себя. Игра затухает, когда у ребенка нет информации для «проигрывания» – он либо начинает новую игру, наталкиваясь на провокации в предметно-пространственной среде, подготовленные педагогом, либо получает дополнительный вброс информации от педагога на стадии затухания игры и продолжает в нее играть.
Если мы хотим всерьез развивать ребенка, нужно понимать, что функционал воспитателя должен быть непосредственно связан с видами игры: режиссерской (2-4 года), образной (4-5 лет), сюжетно-ролевой (5-6 лет), игрой с правилами (5-7 лет).
-Функционал воспитателя для режиссерской игры: интерпретация предметно-манипулятивной деятельности; демонстрация игры; наблюдение за игрой; эвристические беседы и комментирование; работа с предметно-пространственной развивающей средой детского сада.
-Функционал воспитателя для образной игры: работа с предметно-пространственной развивающей средой детского сада, формирование событийного ряда; демонстрация игры; наблюдение за игрой; эвристические беседы и комментирование.
-Функционал воспитателя для сюжетно-ролевой игры: работа с предметно-пространственной развивающей средой детского сада, формирование событийного ряда; участие в игре; наблюдение за игрой, внесение в игру задач.
-Функционал воспитателя для игры с правилами: обучение играм; участие в играх; участие в изготовлении игр».
Далее работа участников семинара была организована работа по группам. Руководящие работники дошкольных учреждений анализировали Образовательные программы детских садов и локальные базы, обеспечивающие условия их реализации. Педагоги детских садов обсуждали критерии для экспертизы игровой ППРС детского сада и проектировали замыслы образовательных событий, поддерживающих игровую деятельность детей. Во второй день работы семинара педагоги стали активными участниками событий по инициированию и поддержке детской игры в группах сетевого детского сада №54 «Звездочка» г. Озерска. Воспитатели поддерживали режиссёрскую игру в младших группах, образно-ролевую игру в группах среднего возраста, сюжетно-ролевую в группах старшего дошкольного возраста. В ходе рефлексии воспитатели проанализировали свои действия, погружённость детей в игру, их игровой опыт, наметили пути развития игровых технологий в группах. Участники семинара поблагодарили коллектив детского сада за возможность понаблюдать за действиями педагогов в новых условиях, переосмыслить свой собственный опыт, преобразовать его в условиях поддержки игры воспитанников сетевого детского сада.