Образовательная стажировка в Сингапуре
С 21 по 29 июля команда педагогов МБДОУ ЦРР ДС 54 вместе с коллегами сети детских садов проекта " Школа Ростова" из г. Снежинка, г. Трехгорного, г. Новоуральска, г. Заречного Пензенской области, г. Зеленогорска, г. Железногорска и г. Сарова посетили детские центры и детские сады уникального города - государства Сингапур.
Структура нашего образовательного маршрута, разработанная педагогами института проблем образовательной политика "Эврика", позволила каждому участнику по кирпичикам выстроить модель дошкольного образования Сингапура.
Свою модель мы представляем через призму ценностей правительства Сингапура.
Не секрет, что, будучи городом-государством, Сингапур практически лишен каких-либо природных ресурсов, поэтому его экономика направлена на развитие обрабатывающих производств. Она сильно зависит от экспорта.
Основная ценность для правительства Сингапура - это его жители!
Существующие экономическая и социальная модели в Сингапуре проектировались в течение 50 лет. На разных этапах развития государство ставило разные цели. С 1997 по 2017 год стало понятно,что главное – это постоянное обучение жителей.
Образование взрослых: «Обучение через всю жизнь».
Дошкольное образование не является обязательным, но создана четкая структура сопровождения педагогов, работающих в детских центрах для детей с 4 месяцев до 3 лет и детских садах для детей с 3 до 6 лет. Детские центры и сады проходят лицензирование, аккредитацию каждые три года. Как таковая процедура аттестации для педагогов не предусмотрена, обязательным является ежегодный подробный отчет каждого сотрудника о качественном выполнении приоритетов государственной политики. Работать с детьми позволено педагогам имеющим, среднее - профессиональное образование и выше, ежегодно педагоги повышают квалификацию по тому направлению, которое им интересно, например - актерское мастерство, экология, освоение тренинговых технологий и разные другие. На это выделяется 7 дней, 80% стоимости за обучение возвращается. Тем самым, появляется возможность в течении всей профессиональной деятельности приобретать новые компетенции, кроме того созданы условия для получения высшего образования по разным сферам деятельности. Всегда можно освоить новую профессию, поменять место работы. Ключевой составляющей является ответственность сингапурца за собственный выбор. Здесь нет центров занятости, содержание безработных не принято.
Принцип образования детей: «Знания, которые получает ребенок, значимы для общества».
Нам удалось побывать в научно - развлекательном центре ScienceCentreSingapore, в центре дошкольного образования CreativeOPre - schoolers' Bay, в центре дошкольного образования PCF Sparkletots, в школе Gilstead, детском саду StJames' ChurchKindergarten, в детском саду FainKindergarten, в Ассоциации педагогов дошкольного образования в Сингапуре.
Центры различаются в архитектурном плане, все зависит от того где арендуются помещения: на первом этаже жилого дома или на верхних этажах офисного задания. Некоторые являются частью здания при церкви. В каждом классе деткам можно найти занятие по интересам. Конечно же среда отражает содержание программы детского сада, однако у государства есть заказ, который обязывает: воспитывать у подрастающих сингапурцев уважительное отношение к людям (пожилым, инвалидам, людям других национальностей); воспитывать осознанное отношение к окружающей природе и рукотворному миру; формировать навыки здорового образа жизни.
Ребенок на выходе в школу должен быть адаптирован к реальным условиям окружающего мира. Именно поэтому, педагоги не ограничиваются созданием условий в детских садах. Очень многие активности проходят в самом городе. Так, например, в научно - развлекательном центре ScienceCentreSingapore можно вместе с родителями или классом играя освоить азы физики, математики, анатомии и других наук. В торговом центре познакомится с новыми профессиями, в ботанических садах узнать об уникальности флоры и фауны, о том, как выращивать разные виды растений и ухаживать за ними. Во всех детских центрах образовательная деятельность выстраивается в разных формах. Однако, проектная деятельность, основанная на инициативе детей, является приоритетной. Любой начатый проект имеет конечный результат, значимый для всех детей детского сада: детская спортивная площадка, площадка для игры с неструктурированным материалом и другие. Инициатива в понимании жителей Сингапура должна быть полезна для общества. Именно такой подход к проектной деятельности в образовательном процессе позволяет воспитывать инновационный тип поведения и мышления у детей.
Важной составляющей политики государства является поддержание экологии. Весь мусор идет на переработку. С дошкольного возраста дети приучаются к раздельному сбору отходов. Вообще, мусора в Сингапуре нет. Продумана ливневая система. Тропические дожди проходят без последствий. Введены штрафы для нерадивых граждан. Особое внимание уделяется озеленению города. Правительство считает, что все жилые зоны и офисы должны быть максимально комфортными. Продуманы разные формы озеленения: вертикальные сады, зеленые зоны на крышах небоскребов, в каждом здании есть оранжереи. Ежегодно, на уровне правительственной ассамблеи ответственные лица отчитываются по этому вопросу.
Последние два года в Сингапуре уделяется пристальное внимание здоровью жителей. В каждом дворе обустроены спортивные площадки, где можно позаниматься на тренажёрах, поиграть в спортивные игры. Выделено место для любителей бега. На проезжей части обозначено место для езды на велосипеде. На первых этажах офисных зданий расположены тренажерные залы, после работы или в перерыв они активно используются. Вечером, когда жара немного спадает, на улицах города можно встретить группы людей, занимающиеся йогой, фитнесом или просто спортивными танцами. И это норма. В развлекательном центре на набережной создана уникальная детская футбольная площадка. Она окружена двумя огромными экранами, на которых идет трансляция значимых игровых моментов сингапурских футбольных команд, церемонии награждения лучших игроков. Два тренера набирают команду желающих ребятишек и учат особенностям ведения мяча.
В конце, нам бы хотелось привести слова руководителя одного из детских центров, философский смысл которых отражает идею всего образования Сингапура: «Мы признаем индивидуальность людей, признаем разность и вдохновляем ее».
Заведующий Скрябина И.Б., заместитель заведующего Пантелеева С.В.,воспитатель Чудинова М.А.